+11.2°C
$93.4499.58
 
Общество

«Уроки будущего»: российские школьники будут изучать искусственный интеллект

В 2021 году Минпросвещение РФ включит изучение искусственного интеллекта в школьную программу, а к 2024 году новый предмет появится в половине образовательных учреждений.


Планы на будущее

Мировой прогресс, как известно, не стоит на месте: если 10 лет назад искусственный интеллект настораживал и пугал самых отъявленных скептиков, то сегодня ИИ прочно вошел в нашу жизнь.

Голосовые помощники, «умная» бытовая техника, а также нейронные сети в медицине и военный искусственный интеллект уже не вызывают удивления — наоборот, они упрощают и делают комфортнее нашу жизнь.

Для того чтобы информатизация мирового пространства и дальше продолжала свое развитие, был разработан пакет документов, согласно которым в 2021 году в школах стартует апробация учебных модулей «Искусственный интеллект».

Кроме того, с 2021 года во всех российских регионах будет проводиться всероссийская олимпиада по ИИ. Победа в ней позволит школьникам получить преференции при поступлении в университеты. Новшества станут возможны благодаря федеральному проекту «Искусственный интеллект».

К 2024 году модули охватят более половины образовательных учреждений.

«Разработаны правила предоставления средств федерального бюджета на выдачу грантов на интеграцию ИИ в школьное образование. Обеспечена разработка образовательных модулей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерными основными общеобразовательными программами. По мере необходимости они будут корректироваться», — говорится в документе, разработанном Сбербанком и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ).

Кадровый вопрос и не только

При введении такого современного предмета, как изучение ИИ, остро встает вопрос о кадрах.

Планируется, что для этого не менее чем 15 тысяч учителей повысят свою квалификацию в очно-заочном формате.

Однако здесь и возникают первые трудности. Доцент кафедры информационных технологий Алтайского государственного педагогического университета Алексей Ушаков уверен: изучение ИИ должно опираться на школьный курс математики и информатики. А учитывая нехватку данных педагогов, реализация нового модуля становится, мягко говоря, затруднительной.

«Не секрет, что в России не хватает учителей. Особенно по таким специализированным предметам, как информатика. А те, кто есть, зачастую не являются профильными информатиками, которые получили образование именно по этой специальности», — говорит Алексей Ушаков.

Кроме того, специалист подчеркивает: более половины выпускников общеобразовательных школ не владеет основами программирования и не знает основ логики.

«Технари» vs гуманитарии

Все ли школьники смогут осилить такой сложный предмет? Известно, что большинство учащихся испытывают трудности с обычной математикой, а здесь вдруг такая специализированная дисциплина, как изучение искусственного интеллекта.

«Разработка ИИ — это узкопрофессиональная дисциплина, которая требует подготовки по математике и компьютерным наукам на уровне вуза. И ей точно не место в средней школе», — заявляет руководитель лаборатории машинного отделения МФТИ Константин Воронцов, а также отмечает: вводить предмет для всех школьников не нужно.

По словам эксперта, сильный уклон в сторону программирования нужен далеко не каждому школьнику. Да и освоить его по силам не всем: не нужно забывать, что существует разграничение на так называемых «технарей» и «гуманитариев», причем для последних новый предмет может стать практически непосильным.

«Можно сделать «Программирование» и «ИИ» двумя отдельными предметами в физмат классах. А в общий курс информатики ввести больше практических примеров о том, как появляются данные, как нужно работать с ними, в том числе с использованием ИИ», — поясняет Константин Воронцов.

С головой в науку

Доцент кафедры информационных технологий Алтайского государственного педагогического университета Алексей Ушаков заявляет: искусственный интеллект — это частность, которая лежит на более массивном основании знаний. А потому естественным кажется то, что нужно начать именно с этого.

«Во-первых, ИИ — одна из ведущих технологий цифровой экономики будущего. Второе. ИИ является следствием знаний математики, информатики, программирования и логики. Третье. С преподаванием этих предметов в общеобразовательных организациях России существуют определенные проблемы. Четвёртое. Требуется пересмотреть содержание и условия изучения этих предметов для приведения их в соответствие с требованиями к компетенциям специалистов, необходимых для цифровой экономики», — рассказал Алексей Ушаков.

Немаловажным является и сумма проекта. По предварительным подсчетам, она колеблется от десятков миллиардов и выше.

Пока же в распоряжении Минпросвещения РФ есть целый год, чтобы оптимизировать новую программу и проработать все слабые места.

Поделиться: