+12.2°C
$92.5198.91
 
Общество

«Вместо бензина – метан»: переход на газомоторное топливо профинансирует государство

«А у нас в машине … газ!» - эта немного измененная поговорка может стать реальностью: Минэнерго разработало программу «Развитие рынка газомоторного топлива», по которой, в случае ее одобрения, россияне смогут получить льготы при установке ГБО


«А у нас в машине … газ!» — эта немного измененная поговорка может стать реальностью: Минэнерго разработало программу «Развитие рынка газомоторного топлива», по которой, в случае ее одобрения, россияне смогут получить льготы при установке ГБО.

Что изменится

Согласно подпрограмме «Развитие рынка газомоторного топлива», серьезные изменения ожидают не только автовладельцев. В проекте — перевод частных автомобилей россиян на газомоторное топливо (метан), а также масштабный план по развитию соответствующей инфраструктуры. Все изменения просубсидирует государство. Так, заправляться метаном станет муниципальный и государственный транспорт, легковые и коммерческие автомобили физических и юридических лиц, официально занятые в перевозке людей. Кроме того, государство оплатит производство газовых автомобилей, закупку битопливных машин, в том числе — перевод с бензинового на газобаллонное оборудование (ГБО) таксистов, пассажирских и грузовых перевозчиков. Частично будут просубсидированы затраты на закупку коммунальной, дорожно-строительной техники, судов и железнодорожных локомотивов, работающих на метане. Размер финансирования на все 5 лет работы проекта составляет 187 млрд рублей.

Особое внимание будет уделено развитию необходимой инфраструктуры, ведь «газовых заправок» в нашей стране всего около 400. Главная задача состоит в том, чтобы на 200 автомобилей на метане была минимум одна заправка.

Размер субсидий

Предварительный размер максимальной субсидии для легковых автомобилей составит 27 тыс. рублей при эталонной стоимости переоборудования в 90 тыс. рублей. Для легкого коммерческого транспорта дотация определена около 48 тыс. рублей. Для автобусов — от 63 тыс. до 111 тыс. рублей, грузовиков — 114 тыс. рублей, магистральный тягачей — 147 тыс. рублей.

При этом возраст машины не должен превышать 5 лет.

«Мы ожидаем, что 80% переоборудованных транспортных средств составят автомашины частных собственников, — отметили в Минэнерго. — Но так как дотации предоставляет государство, организацией процесса займутся регионы. Поэтому программа будет реализовываться только на территории тех субъектов, которые подали заявку на получение финансирования».

Чем хорош ГБО?

ГБО — это газобаллонное оборудование для автомобилей. Чтобы использовать метан в качестве топлива, его сжимают до 200−250 атмосфер и содержат в баллоне повышенной прочности. Чаще всего такие баллоны располагаются в багажнике машины. Арматура баллона оборудована пожарным, аварийным и электромагнитными клапанами, а также клапаном, перекрывающим поток газа в случае обрыва газовой магистрали. Это делает использование ГБО безопасным: при возникновении утечки бензин загорается быстрее, чем газ, потому что ему нужно меньшее количество воздуха для воспламенения. Метан — самый чистый газ из всех, доступных для использования в топливных целях. Он практически не содержит примесей и нуждается в самой простой очистке, поэтому в автомобилях, работающих на метане, до 90% снижена суммарная токсичность вредных выхлопов.

Кроме того, срок службы двигателя «метановых авто» увеличивается в два раза: масляная плёнка на цилиндрах, которая служит для их защиты, не смывается со стенок двигателя, уменьшается образование нагара в блоке, что в целом снижает изнашивание цилиндров и поршней двигателя. Срок службы свечей зажигания возрастет почти на 40%. Газомоторное топливо подходит не только для легковых машин и внедорожников. Ставят ГБО и в большегрузы, но, если в случае с негабаритным транспортом метан способен полностью заменить бензин, то на дизельных тяжеловесах он выполняет скорее вспомогательную функцию. Если газ в баке заканчивается, большегруз полностью переключается на дизель и едет дальше.

Ценовой вопрос

Но и в этом случае экономия, говорят водители, выходит серьезная, около 40%. Ведь основное удобство метана — его невысокая цена. Так, в марте этого года цена одного кубометра метана на АГНКС «Газпрома» составила 13−20 рублей в зависимости от региона, в то время как средняя стоимость бензина и дизельного топлива в три раза выше — почти 45 рублей за литр.

Средний расход метана, например, для Lada Vesta составляет около 7−8 кубометров на 100 километров при езде по трассе. По сравнению с бензином стоимость километра пробега снижается с 3−4,5 до 1−2 рублей. Таким образом, разница в цене между природным газом и бензином позволит окупать дорогое ГБО за 50−100 тысяч километров пробега.

— Сегодня цены на топливо упираются в социальную повестку. Дотации для автомобилистов-частников помогут малоимущим гражданам сэкономить на топливе. Газ в три раза дешевле, и массовый переход на него может создать неплохую конкуренцию для «бензиновых гигантов». Кроме того, экологичные газовые автомобили окажут положительное влияние на окружающую среду", — объясняет автомобильный правозащитник Сергей Ифанов.

Проблемные моменты

При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Потому возникает вопрос — значима ли скидка в 27 тыс. рублей? Как отмечает специалист компании Elite Gas Александр Максименко, установка хорошего ГБО будет стоить порядка 90 тыс. рублей.

Такую же сумму закладывали в свои расчёты эксперты Минэнерго. Правда, эта величина не учитывает расходы по легализации ГБО, которые в отдельных случаях достигают 20−25 тыс. рублей. С 1 июля 2019 года процесс легализации и вовсе усложнится: вступит в силу в силу ГОСТ 33670, требующий личного посещения аккредитованной лаборатории. Сейчас на всю Россию около 20 таких организаций. Ещё одна проблема автомобилей с газобаллонным оборудованием — уменьшение объёма багажника. Например, у Vesta CNG он сокращается с 480 до 360 литров.

Взгляд в будущее

О перспективах перехода на газомоторное топливо в России говорят уже много лет: в прошлом году президент Владимир Путин отметил приоритетность метановых машинах в сравнении с электромобилями. За период 2019—2024 годов российский парк транспорта на метане, согласно целевому показателю программы, должен достичь уровня минимум в 274 тыс. единиц. Ожидается, что из этих машин примерно одна треть будет изначально газовыми автомобилями, а остальные — переоборудованными из бензиновых. Не смотря на существующие проблемы, специалисты уверены: будущее — за газовым топливом. Уже сейчас в России около 155 тыс. машин работает на ГБО. Конечно, выбор остается за автомобилистом. В любом случае, газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.

Поделиться: